Продолжающееся ослабление рубля заставило отечественных продавцов обратиться к опыту 1990-х. В последние дни в московских магазинах все чаще стали появляться ценники в условных единицах.
К такой уловке активно прибегали во время гиперинфляции. Рубль тогда ежедневно обесценивался, и продавцам было неудобно и невыгодно постоянно менять цены в зависимости от курса национальной валюты, который менялся по несколько раз в день. Пробовали устанавливать цены в долларах США и в них же производить фактические расчеты. Однако Центробанк вскоре запретил совершать сделки в американской валюте на территории страны. Тут-то и пришла на помощь "условная единица", равная доллару.
Впрочем, Государственная дума в 2006 г. приняла закон, запрещающий СМИ использовать в сообщениях о стоимости товаров, услуг и коммерческих сделок наименование иностранной валюты. Вскоре после этого госслужащим законодательно запретили использовать в публичной речи словосочетание "условная единица" или сами наименования иностранных валют. Однако теперь эра у. е., похоже, возвращается.
Первыми хорошо забытой тенденции поддались крупные девелоперы, чтобы избежать потерь из-за постоянно слабеющего рубля. Следом за ними ценники в у. е. появились в автосалонах, торгующих, в частности, японскими машинами, а также на рынках электронного оборудования и в онлайн-магазинах. Пока не переписывают ценники продавцы товаров класса luxury и сотовые операторы. Но гибкий курс или прямую привязку к валюте объявила часть турфирм.
Переход на условные единицы повлек за собой подорожание товаров. Это происходит из-за того, что, как правило, компании округляют валютную стоимость товаров, причем всегда в большую сторону. Вместе с тем цены на продукты питания и бытовую технику еще некоторое время останутся в прежнем виде. Как заявили в ассоциации РАТЭК, производители техники давно имеют свои склады в России и ведут расчеты с ритейлерами только в российской национальной валюте.
Эксперты, несмотря на то что такие "подмены" законодательно запрещены, прогнозируют, что вскоре эта практика широко распространится. По мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков, нынешнее поведение участников рынка - не что иное, как "пробный шаг" для изучения реакции потребителей. "Продавцам пока интересно, последует ли за решением поменять ценники какие-либо действия общественности. По моему мнению, те экономические агенты, которые работают с крупными объемами спроса и продают дорогие товары для среднего класса, ближе к весне "переоценят" свои товары и услуги в валюту или у. е.", - отметил экономист.
вторник, 20 января 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий