В четверг Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) распространил данные по продажам новых автомобилей в России в январе 2009 года. Судя по озвученным АЕБ цифрам, первый месяц нового года стал самым провальным с начала мирового кризиса. В январе россияне купили всего 116 тысяч 899 автомобилей - это на 33 процента меньше, чем было продано за тот же период 2008 года.
На первый взгляд, ничего страшного - в США продажи новых автомобилей в январе упали на 37 процентов, в Европе - на 27 процентов. Но здесь стоит сделать маленькое отступление: дело в том, что в течение последних двух лет АЕБ вела статистику продаж только по иномаркам, включая те, что выпускаются на территории России.
А последний отчет ассоциации содержит в себе данные по всем автомобилям, доступным на российском рынке, включая "Лады", "ГАЗы", "Ижи" и так далее. Вот и получается, что если из январской статистики 2009 года вычесть все отечественные автомобили, то окажется, что спрос на иномарки по итогам этого месяца упал в два раза. И это уже можно назвать катастрофой.
Shake it!
Январь, в принципе, очень наглядно продемонстрировал, что и в каких количествах россияне покупают и, скорее всего, будут покупать в течение всего 2009 года. Если взглянуть на свежие статистические данные, то складывается впечатление, что кто-то взял рейтинг по продажам за прошлый год и хорошенько его встряхнул. Те, кто еще недавно входил в пятерку и десятку лидеров, неожиданно провалился во вторую десятку и наоборот.
Определенную неразбериху внесли и появившиеся в рейтингах российские производители. Но мы все же попробуем разобраться, что же в итоге произошло.
Наибольшей популярностью у российских покупателей в январе традиционно пользовались автомобили Lada - за месяц было продано 29 тысяч 110 машин Волжского автозавода, что на 38 процентов меньше, чем годом ранее. Второй по успешности отечественный производитель занимает 16-е место - это подразделение "Группы ГАЗ", выпускающее коммерческие автомобили (3089 машин). На довольно высоком 21-м месте оказалась марка "УАЗ" (1773 автомобилей, минус 39 процентов по сравнению с прошлым годом), которая сумела обогнать немало именитых зарубежных брендов. Ниже "УАЗа" в таблице оказались Suzuki, Fiat, Subaru, Citroen, BMW и Land Rover.
Еще одна российская марка - "Иж" - с показателем 734 автомобиля (в статистику включены продажи универсала Lada-2104, собираемого в Ижевске) по итогам месяца сумела подняться на 29 место, опередив Volvo, SsangYong, Mercedes-Benz, Infiniti и Audi.
В "адаптированном" рейтинге продаж иномарок, который получается вычеркиванием из общего списка российских производителей, по-прежнему лидирует Chevrolet - 10 тысяч 11 машин за месяц. Это на 27 процентов меньше, чем годом ранее. С четвертого на второе место неожиданно поднялся Ford, сумевший реализовать 7952 автомобиля (-18 процентов). Зато со второго на четвертое место упала марка Hyundai - 6567 автомобилей (-48 процентов). Снижение показателей обусловлено, по мнению многих экспертов, резким падением спроса на Hyundai Accent российской сборки.
Третье место в январе сумела удержать компания Toyota (7327 машин, минус 37 процентов), а пятое - Nissan (6251 автомобиль, минус 27 процентов).
Компания Mitsubishi Motors, занявшая по итогам 2008 года девятое место, из-за падения спроса на 50 процентов опустилась на 17-е место, а Renault (-43 процента) опустилась с 10-го на 14-е место. В результате на 9-м и 10-м месте рейтинга расположились марки Opel и Honda, продажи которых снизились не так сильно (на 34 и на 2 процента соответственно).
На фоне катастрофического падения продаж у большинства иностранных компаний, в январе были и те, кто сумел улучшить свои показатели. В лидерах роста продаж оказалась, к примеру, компания Citroen - спрос на французские машины вырос почти в два раза! Кроме нее продажи увеличили марки Fiat (+43 процента), Skoda (+22 процента), Volkswagen (+39 процентов) и Peugeot (+62 процента). И если французские марки "остались в плюсе", в первую очередь, за счет сохранения максимально низких цен и скидок на прошлогодние автомобили, то остальные, скорее всего, удержались в верхней части рейтинга лишь благодаря сборочным производствам на территории России.
Ощутимый рост наблюдался и у некоторых марок премиум-сегмента - Infiniti (+70 процентов), Volvo (+60 процентов), Jaguar (+143 процента). Абсолютным же лидером по росту спроса оказалась компания SEAT - продажи испанских автомобилей увеличились в четыре раза!
Продажи новых автомобилей в России за январь 2009 года (по данным АЕБ)
Марки январь 2009 январь 2008 проц.
LADA 29110 46624 -38%
Chevrolet 10011 13753 -27%
Ford 7952 9753 -18%
Toyota 7327 10639 -37%
Hyundai 6567 12698 -48%
Nissan 6251 8563 -27%
Opel 3811 5802 -34%
Honda 3660 3750 -2%
Kia 3635 6446 -44%
Mazda 3481 3762 -7%
Peugeot 3288 2027 62%
Renault 3253 5691 -43%
ГАЗ Коммерческие автомобили 3089 8655 -64%
Volkswagen 2882 2077 39%
Skoda 2787 2280 22%
Mitsubishi 2274 4544 -50%
Daewoo 1917 7194 -73%
УАЗ 1773 2921 -39%
Suzuki 1294 2017 -36%
FIAT 1235 864 43%
Subaru 1068 1140 -6%
Citroen 948 479 98%
BMW 901 931 -3%
Land Rover 769 1060 -27%
Lexus 743 598 24%
Иж (вкл. ВАЗ 2104) 734 1472 -50%
Volvo 707 434 63%
ГАЗ 689 1686 -59%
SsangYong 644 762 -15%
Mercedes-Benz 642 630 2%
Infiniti 577 340 70%
Audi 513 907 -43%
Volkswagen коммерческие автомобили 330 464 -29%
Chery 290 1721 -83%
Great Wall 284 876 -68%
BYD 256 232 10%
Lifan 235 156 51%
Geely 215 - -
Dodge 103 228 -55%
Jeep 88 124 -29%
SEAT 83 20 315%
Jaguar 85 35 143%
Mercedes-Benz Vans 71 122 -42%
Porsche 71 62 15%
Cadillac 53 56 -5%
Hummer 48 46 4%
Mini 36 24 50%
SAAB 32 49 -35%
IKCO 30 260 -88%
Chrysler 30 63 -52%
Isuzu 15 - -
Alfa Romeo 12 26 -54%
ВСЕГО 116899 175063 -33%
Up'n Down
В рейтинге моделей первые четыре места оккупировали модели Lada - Priora, Samara, "классика" (Lada 2105/07) и Kalina. Но если рассматривать только иностранные модели, то здесь произошли весьма неожиданные перестановки.
Первые два места традиционно занимают Ford Focus (+3,2 процента) и Chevrolet Lacetti (-40 процентов). А вот на третье, аж из второй двадцатки (по итогам 2008 года), неожиданно поднялась Toyota Camry. При том, что спрос на эту модель увеличился всего на 30 процентов.
Причина взлета "Камри", судя по всему, кроется в падении спроса на все остальные модели. Продажи Renault Logan в январе снилизись в два раза, Kia Spectra - на 69 процентов, Chevrolet Aveo - на 85 процентов. А таганрогский Hyundai Accent, который в конце прошлого года занимал четвертое место, и вовсе откатился за пределы "Топ-25" самых продаваемых иномарок.
Как отмечают эксперты АЕБ, впервые за свою историю российская статистика по продажам новых автомобилей начинает год с падения показателей, а не с их роста. И если сразу после Нового года представители ассоциации говорили о том, что продажи автомобилей по итогам года снизятся на 19 процентов, то теперь они называют уже более точную цифру - не больше 1,9 миллиона автомобилей.
Если учесть, что эта цифра включает в себя российские марки и коммерческие автомобили, то падение продаж по итогам года, получается, составит больше 30 процентов. И это много - ведь по итогам 2008 года только одних иномарок было реализовано больше двух миллионов штук.
Future
Предсказать, что будет происходить с российским автомобильным рынком в течение года на основе данных только за январь - невозможно. Можно лишь строить прогнозы. По некоторым из них, из-за снижения покупательской способности россиян и неизбежного роста цен на новые машины объемы продаж по итогам 2009 года упадут почти в два раза. Такой вариант развития событий считает вполне вероятным директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его мнению, за 12 месяцев в России будет продано не больше 1,7 миллиона новых машин - вдвое меньше, чем в 2008 году.
Другой вариант – падение суммарных продаж на 25-30 процентов, как и прогнозируют эксперты АЕБ, но с одновременным изменением структуры самого автомобильного рынка России. Это означает, что россияне будут по-прежнему покупать новые машины, но уже не японской, американской или немецкой, а российской сборки. И это не обязательно будут «Лады» или «Волги» - в России уже сейчас работает несколько крупных автозаводов, выпускающих современные «иномарки», которые за счет локальной сборки смогут удержать цены на свою продукцию на приемлемом уровне. Особенно по сравнению с импортируемыми моделями, которые из-за высоких пошлин и роста курсов валют уже подорожали на 20-30 процентов.
Но практически все эксперты придерживаются одного мнения – понять, какая судьба ждет российский автомобильный рынок, можно будет не раньше весны или даже лета. Когда станет понятно, что происходит с российской и мировой экономикой, ценами на нефть и множеством других факторов, от которых, как оказалось, напрямую зависит наше с вами благосостояние. Придется подождать.
__________________________________________
Клей в брикетах для полиграфии по отличным ценам!
Здесь можно скачать полезный софт!
Компании и отзывы - читать всем!
воскресенье, 15 февраля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий